topbilet@inbox.ru

Наш email

+7 (978) 074-74-40

Наш диспетчер

Пн - Пт: 9:00 - 18:00 Сб: 9:00 - 15:00

viber_whatsapp_vert

+7 (978) 027-54-55 Viber & Whatsapp online заказ 24/7

Menu

Почему гикнулся «Томас Кук»?

Источник: rtournews.ru

«Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука и вы захотите увидеть мир — остров Таити, Париж и Памир, — Кук для вас в одну минуту на корабле приготовит каюту, или прикажет подать самолет, или верблюда за вами пришлет…». Разбираемся, как нетленочка Самуила Яковлевича Маршака сразу перестала быть актуальной.

Гнул свою линию

Thomas Cook — старейший и, пожалуй, самый известный туроператор в мире, был создан в 1841 году английским бизнесменом Томасом Куком для перевозки членов общества трезвости с разным мероприятиям в средней Англии. Компания вскоре начала заниматься туризмом вообще, одной из первых стала предлагать направления по Европе и за ее пределами как для богатых, так и для среднего класса. По сути дела, Томас Кук стал отцом европейской туристической индустрии.

За почти 180 лет своей истории туроператор прошел через несколько слияний и поглощений, а после Второй мировой войны даже был национализирован. Компания с честью выходила из всех пертурбаций, но не смогла пережить испытание вызовами XXI века.

В 2000-е годы компания, приобретенная до того времени немецкой C&N Touristic AG, предпочитала держаться сегмента массового туризма по путевкам, проигнорировав набирают силу тенденции, а именно рост популярности прямого заказа отелей и билетов через интернет.

Для потребителя среднего класса поездки по путевке становились все менее интересными. Особенно это касается жителей Британских островов, которые раньше, чем другие европейцы, получили доступ к многочисленным авиакомпаний-лоукостеров. Уже в конце 2010-х Thomas Cook начал сокращать персонал в своих офисах по всему миру, но, как говорят англичане, это было уже «too little too late».

Где деньги, Карл?

В то же время Thomas Cook продолжал агрессивно расширять свой бизнес, скупая активы и методично залезая в долги. В 2019 году общий долг компании составил почти £2 млрд, а отрицательный капитал достиг в марте £1,3 млрд. в течение нынешнего года котировки компании на Лондонской бирже упали на 89%, показав худший результат среди эмитентов, входящих в индекс FTSE.

В последние месяцы, когда стало очевидно, что компания стремительно идет ко дну, были сделаны многочисленные попытки спасти бизнес. В частности, один из основных акционеров группы китайская компания Fosun предлагал выкупить долг Thomas Cook на £900 млн, превратив его в акции. Руководство требовало выплатить на £200 млн больше, на что китайцы не соглашались.

Руководство компании также намеревался договориться о поддержке с правительством, которое могло бы взять на себя внесение недостающей суммы. Но премьер-министр Борис Джонсон отказался выделять бюджетные средства, заявив, что подобный шаг представляет собой «моральные риски».

Землетрясение в 7 баллов

Теперь британскому государству все равно придется потратиться — но на эвакуацию туристов, оказавшихся за рубежом в неподходящий момент финансового краха своего туроператора. Всего на 23 сентября компания предоставляла услуги почти 600 тыс. туристов, из которых 150 тыс. составляют граждане Великобритании.

В течение ближайших 15 дней Thomas Cook должен был вывезти из Испании около 114 тыс. туристов на 525 авиарейсах. В Греции застряли около 50 тыс. туристов, причем многие из них на островах. Около 20 тыс. должны были лететь на родину в понедельник.

Как показала практика разоренных российских туркомпаний в последние несколько лет, ситуация с крахом туроператора может быть крайне неприятной для его клиентов.

Великобритании пришлось затеять самую масштабную за все послевоенное время программу репатриации своих граждан, получившей название «Операция Маттерхорн». По предварительным оценкам, расходы правительства составят £75 млн ($93 млн), в полтора раза больше, чем два года назад, когда разорилась авиакомпания Monarch Airlines.

В свою очередь, Германия обдумывает оказания помощи местной авиакомпании Condor, которая является дочерней структурой Thomas Cook. В условиях усиления в последние годы конкуренции авиалинии сталкиваются с резким снижением рентабельности, и крах главной компании для них может означать следующий вылет из бизнеса.

Для принимающей стороны коллапс ведущего туроператора также обернется серьезными проблемами. На Крите падение Thomas Cook уже сравнили с эффекта с «семибалльным землетрясением». Отельеры, в которых Thomas Cook забронировал десятки тысяч номеров на ближайший месяц, рискуют лишиться многих миллионов евро под занавес туристического сезона, так что теперь им нужно что-то срочно придумывать для того, чтобы хоть как-то возместить убытки.

А кто-то может нагреть руки

В то время, как правительства нескольких стран, а также отельеры и клиенты оценивают убытки от коллапса старейшего туроператора, отдельные фирмы ожидают многомиллионных прибылей. Речь идет о нескольких хедж-фондах, которые вложились в кредитные дефолтные свопы (страховка от кредита) Thomas Cook. Если крах компании будет признано страховым случаем, то выигрыш фондов может составить до $250 млн — в три с лишним раза больше всех расходов по эвакуации застрявших туристов, сообщает газета «Известия».

Ранее RTourNews.ru сообщал, что «Библио-Глобус» и «Интурист» остаются в игре.