topbilet@inbox.ru

Наш email

+7 (978) 074-74-40

Наш диспетчер

Пн - Пт: 9:00 - 18:00 Сб: 9:00 - 15:00

viber_whatsapp_vert

+7 (978) 027-54-55 Viber & Whatsapp online заказ 24/7

Menu

Световая и фарфоровая природа женщины

Цифровое и аналоговое искусство в рамках проекта «Световая и фарфоровая природа женщины» представлено в едином пространстве выставочных залов Галереи современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Экспозицию составляют произведения дизайнера, живописца, художника-мультимедиа, заслуженного художника России, вице-президента и члена президиума Российской академии художеств, академика Константина Васильевича Худякова, его жены, художника и дизайнера Марины Леонидовны Худяковой, а также авторские художественные куклы, созданные дочерью, академиком РАХ Александрой Худяковой.

Премьерный показ выставочного проекта состоялся в Москве в залах Российской академии художеств (21 января-16 февраля 2020 года) в дни празднования 75-летия Константина Васильевича Худякова.

Константин и Марина Худяковы изучали в МАРХИ архитектуру под руководством оставшихся в живых профессоров-конструктивистов, учились живописи и графике у реалистов, сюрреалистов и футуристов, «дышали воздухом архитектурного авангарда» знаменитого общежития, Николаевского Дома Коммуны, были художниками инновационного дизайна множества экспозиций крупнейших исторических музеев, в том числе, музеев Ленина в стране и за рубежом.

Стремление довести до совершенства свою работу, пристальное внимание к деталям и любования ими, очевидно, наряду с взглядом на мир архитектора и стремлением к новейших технологий, привели художников к использованию компьютерных возможностей в искусстве. В конце 1990-х они полностью перешли в своем творчестве на цифровые технологии применительно к изобразительному искусству.

Парадокс в том, что, освоив технологический и эстетический опыт мечтателей ХХ века в цифровом искусстве, в том числе в виртуальной и дополненной реальности, авторы своего нового проекта «Световая природа женщины» превращают его в оружие против засилья в мультимедийном пространстве непрофессионализма, что порождает тотальную непредсказуемую вседозволенности, переходящей в вопиющую пошлость. Художники создают свои и бьют Кэрроловы зеркала, извлекая из них отрефлексированные из реалий и художнически оцифрованные персонажи, объекты и сюжеты. Это новое Цифровое Зазеркалье отражает причудливые и умудренные большим жизненным опытом понятия добра и зла, красивого и безобразного, возможного и невозможного, свободы и вседозволенности, правды и лжи в изобразительном искусстве. Художники предлагают зрелищный проект, в котором устраивают столкновения между правдой и ложью в инновационном искусстве.

Изобразительное искусство стоит на пороге возрождения в совершенно умопомрачительный качества: наконец появились носители изображения высокого разрешения и достаточного размера, они теперь могут сочетаться со всеми мыслимыми и немыслимыми возможностями цифрового кино, компьютерной графики, интерактивного режима. Стремительно осваиваются VR и AR технологии (виртуальная и дополненная реальность), интерактивные и инновационные программы, стерео и голография. Появилась возможность создания при помощи компьютера этой Картины, дает возможность бесконечного погружения в ее бездонные и непредсказуемые ресурсы. Технология виртуальной реальности (так же, как и дополненной реальности) позволяет преодолевать ФОРМУ, путем перехода одной формы в другую с помощью художнической авторской иллюзии. Здесь форма и ее реальность состоят в бесконечной трансформации в новую форму. Пока что технические возможности трансформаций таковы, что число вариаций ограничено, но хорошо известно, какой стремительной пропорции увеличивается мощь электронных устройств. Уже не за горами возникновение пространств, в которых начисто исчезнут прежние ограничения и привязки.

Александра Худякова изучала ремесло художника и мировое искусство во всем многообразии и сложности, прежде всего, у своих родителей и
в Краснопреснесненской художественной школе, а затем на факультете дизайна Московского государственного художественно – промышленного университета им. С. Г. Строганова, которое так же, как и МАРХИ, образовалось из легендарного ВХУТЕМАСА. Авторская кукла неожиданно для всех стала темой ее дипломного проекта в университете и, как оказалось, настоящим призванием.

Искусство куклы — одно из древнейших явлений мировой культуры. Кукла-игрушка и кукла-модель – два лика неизменно сосуществуют в пространстве истории. Игровое начало, сказочность и одновременно какое-то напоминание о машинной цивилизации, отчуждении, двойничество,
по мнению исследователей, создали особую «мифологию куклы». В искусстве второй половины XX века, в значительной мере направленного на осознание своей собственной специфики, осознания границ собственных возможностей, искусство куклы как отражение антитезы живого/неживого, одушевленного/механического открывает исключительный простор для выражения вечно живых проблем современного искусства. Александра Худякова далека от понимания куклы как манекена, служащего для демонстрации костюма. Каждое ее новое произведение — это новый образ, новый персонаж, новая история. Прежде всего, художника интересует «личность», которую она создает. Замысел диктует форму, материал, внешние атрибуты, позу, костюм, прическу, аксессуары. Фарфор, кружево, бисер, стеклярус, жемчуг, стразы, блестящие цепи и клочья драгоценных тканей – все складывается в чеканный рисунок, похожий на одеяние благородных дам в портретах Северного Возрождения. Чаще всего в работах очевидно обращение к знаменитой скульптурной маленькой балериной Эдгара Дега. Последнее — не случайно и является очень важным обстоятельством в художнической позиции автора. Используя в своих работах разные виды пластика (цернит, puppen-fimo, Flumo), Александра Худякова отдает предпочтение фарфору, считая его «драгоценным» материалом, подобно дереву и камню. Художник находится в постоянном творческом поиске, экспериментирует, применяет новые приемы, материалы, технологии. Одной из первых в нашей стране она стала создавать шарнирные куклы. Впервые использовала в кукле металлизированный фарфор (серия «Отражения» на темы произведений Константина Худякова). Эффект зеркальной металлизации приближает куклу к скульптуре, однако шарнирная подвижность возвращает ей игровую природу.

Александра Худякова не берется охарактеризовать стиль, в котором она работает. «Искусство авторской куклы – это синтетическое искусство, — отмечает она, — причем не только в плане соединения различных материалов, техник, ремесел, но и в своеобразной игре со стилями. Все, что способно реализовать тот самый, задуманный художником образ, используется без оглядки на общепринятые рамки и правила». Ренессанс, Восток, арт-деко – причудливая смесь ассоциаций, авторское воображение рождают сказочные образы ее работ. На выставке будет представлено несколько десятков произведений разных лет – настоящий праздник фантазии и красоты.

Поволжское отделение Российской академии художеств

Галерея современного искусства ГМИИ РТ

 

Источник: trn-news.ru